Замена приводной цепи
Приводная система является важной составляющей всего мотоцикла. Цепи и звезды нужны для того, чтобы передать весь крутящий момент от коленвала к заднему колесу.
Приводная цепь по-прежнему является одним из наиболее распространенных типов силовой передачи между двигателем и задним колесом. По сравнению с карданом и ремнем ГРМ цепной привод не только дешевле в производстве, но и по-прежнему обеспечивает наилучшую эффективность. На пути к заднему колесу теряется лишь немного мощности, к тому же упрощается изменение коэффициента трансмиссии.
Так же цепной привод гораздо легче кардана, поэтому все производители отдают предпочтение именно им.
Грязь и песок, нагрузки, качество мотоциклетной цепи и уход за ней влияют на срок ее службы. В любом случае цепь со временем приходит в негодность и требует замены. Правильным решением будет замена не отдельных компонентов, а всего блока, состоящего из цепи и звезд.
Когда же нужно менять цепь? Для распознания износа есть несколько вариантов.
Четким индикатором конца работы цепи является предел диапазона натяжителя (риски на маятнике), если он достигнут, значит цепь изношена. О том, что пора менять мотоцепь могут говорить зубья на задней и передней звезде. Если при толкании мотоцикла с выжатым сцеплением назад или вперед слышен хруст — цепь износилась и требует замены. Второй вариант – при езде на выжатом сцепление будет чувствоваться сильное растяжение приводной цепи, значит ее пора заменить или подтянуть. Если цепь удлиняется через все более короткие расстояния, вам следует заменить ее. Проверенным методом измерения износа является попытка снять цепь с передней шестерни. Если при этом образуется зазор более трех миллиметров, это будет говорить о значительном растяжении звеньев. Но не всегда износ так явен. Неравномерное растяжение цепи становится очевидным только при прокрутке заднего колеса и видимом провисании цепи. Боковые колебания, скрученные болты, дефектные ролики или заметный тяжелый/легкий ход звеньев цепи, а также поврежденные сальники требуют тщательного визуального осмотра. Помните, чтобы сохранить всю мощность и динамику мотоцикла, необходимо своевременно менять приводные узлы.
Натяжение цепи
Мотоциклетная цепь не служит вечно. Износ передних, задних звезд, цепных штифтов и удлинение звеньев цепи неизбежны даже при наилучшем уходе. Поэтому необходимо время от времени регулировать провисание цепи. Неправильно отрегулированное натяжение цепи (слишком сильное или слишком слабое) всегда приводит к повышенному износу и может быть опасным. При большом люфте трансмиссии цепь может спрыгнуть со звездочки. Слишком тугое натяжение угрожает повреждением коробки передач. Часто мотоциклетная цепь растягивается неравномерно из-за сильного натяжения, в крайних случаях она может порваться.
Зазор в цепном приводе необходим, поскольку установленный под наклоном кулисный механизм сокращает расстояние между передней и задней мотоциклетными звездами. Только когда выходной вал трансмиссии, кулиса и ось колеса лежат на одной оси, цепной привод достигает максимальной длины. По этой причине провисание цепи в нагруженном состоянии проверяется с помощью максимально возможного прямого положения. У спортбайков с небольшим ходом подвески она обычно лежит в пределах 25-35мм, у эндуро – около 40мм, у кроссовых мотоциклов – еще больше.
Для регулировки ослабьте гайку оси, затем выставьте зазор на натяжителе цепи равномерно. Подробную информацию о регулировке провисания цепи можно найти в руководстве по эксплуатации соответствующей модели или на маятнике мотоцикла. Кроме того важно убедиться, что ось колеса не установлена под углом в вилке. Кто не доверяет неточным отметкам, может использовать лазерный прибор “Profi Laser”, делающий видимым ход цепи на звеньях при помощи лазерного луча.
Замена мотоциклетной цепи: ищем правильный вариант
Предстоящая замена начинается с поиска новой подходящей цепи и звезд. Почти у всех поставщиков имеются обширные списки, в которых можно быстро найти нужный комплект (например ESJOT цепь 520 и соответствующие ведущие и ведомые звезды к ней). Если модель мотоцикла отсутствует в списке или произошел переход на другой тип цепи, поиск усложняется. С увеличением мощности двигателя и веса мотоцикла растут требования и к мотоциклетной цепи. Решающим фактором для качества цепи является значение сопротивления растяжению. На первый взгляд это значение едва ли можно найти. Любой, кто когда-либо искал замену своей цепи, знает сложную ситуацию на рынке.
Что делать, если я хочу поставить звезды не оригинального размера?
Если вы хотите поставить не оригинальные звезды, стоит учесть тот факт, что для этого необходимо подобрать цепь большего или меньшего размера. Если у вас возникают трудности с подбором, то вот подсказка – стандартный шаг звеньев цепи измеряется в 2 звена. В случае, когда вы купили очень длинную цепь , ее можно обрезать специальным инструментом расклепывателем, либо воспользоваться старым методом — болгаркой (в данном случае стоит потренироваться на старой цепи, прежде чем делать это на новой)
Отметим наиболее известные фирмы производителей приводных цепей.
- JT Sprocket – одна из самых популярных компаний, выпускающих бюджетные решения для ваших мотоциклов. На наш взгляд цепи этой компании слишком слабые, быстро изнашиваются и подлежат замене, однако стоит отметить их не высокую стоимость.
- D.I.D – японская компания, выпускающая приводные цепи. Японское качество и известность на рынке мотозапчастей являются ее достижением.
- RK CHAIN – ведущая компания по производству приводных узлов. Многолетний опыт в гонках позволили создать качественный продукт.
- ESJOT – немецкий производитель, выпускающий детали привода на протяжении 85 лет. Совместно с инженерами RK им удалось создать совершенно инновационный продукт, который превосходит OEM детали.
Каждый производитель выбирает разные названия для описания качества и исполнения своих цепей.
К счастью, основные размеры стандартизированы. Как правило, трехзначное сокращение номера (например, цепь 520 или цепь 630) выбивается на каждом звене цепи. Этот код раскрывает наиболее важные параметры, такие как шаг цепи (расстояние между штифтами) и внутренняя ширина звеньев. Поскольку эта информация традиционно указывается в английских дюймах, мы приводим таблицу в миллиметрах для наиболее важных параметров.
Расшифровываем маркировку мотоциклетной цепи
цепь 520 | цепь 525 | цепь 530 | |
P = расстояние между болтами | 15.875 [5/8″] | 15.875 [5/8″] | 15.875 [5/8″] |
W = внутренняя ширина, мм | 6.25 [1/4″] | 7.85 [5/16″] | 9.40 [3/8″] |
B = диаметр болтов ( штифтов), мм | 5.38 | 5.38 | 5.38 |
R = диаметр роликов, мм | 10.16 | 10.2 | 10.16 |
IL = толщина внутреннего звена, мм | 2.2 | 2.2 | 2.4 |
AL = толщина внешнего звена, мм | 2.2 | 2.2 | 2.4 |
G = общая ширина цепи, мм | 21.20 | 23.00 | 25.40 |
Вес на 100 звеньев, кг | 1.68 | 1.78 | 2.19 |
Прочность на разрыв | 4.000 | 4.000 | 4.200 |
Для каждого покупателя будет важно учесть признаки, таких, как качество стали или конструкция сальников, каждый производитель радует нас своими цифрами и путаницей. Так что, если вы хотите узнать больше о его цепи, придется пробираться сквозь лес информации технических паспортов (мануалов).
- Например, если мощность мотоцикла до 200 куб., то к нему больше подойдет тип цепи 420. Если мотоцикл является внедорожным, то лучше использовать бессальниковую цепь, например ESJOT 420 HRT.
- Если мощность от 250 до 400 куб. см. то устанавливайте цепи серии 428. Для городских мотоциклов подойдет сальниковая цепь, которая гарантирует больший срок службы , например серия ESJOT 428-RO с O-Ring сальниками. Для кроссовых мотоциклов используйте бессальниковую цепь (ESJOT 428 HRT).
- Если вы владелец спортивного или городского мотоцикла мощностью от 600 куб. до 800, то самым лучшим выбором станет мотоцепь серии 520. Чаще всего производители устанавливают именно такой тип цепи на большинство мотоциклов. Так же возможно применение этого типа цепи и звезд вместо 530 серии, если это предусмотрено производителем. Чаще всего данный метод используют на треке. Мы отдаем предпочтение немецкой серии цепей ESJOT EJX 520.
- Для мотоцикла мощностью от 750 до 900 кубов подойдет 525 цепь. Данный тип выдерживает большие нагрузки на растяжение и, как следствие, обеспечивает надежность при эксплуатации мотоцикла.
- Очень мощные мотоциклы свыше 900 требуют самые прочные 530 цепи. Для таких байков мы настоятельно рекомендуем использовать цепь ESJOT EJX 530, которая выдерживает колоссальные нагрузки.
Цепи 532 и 630 уже сильно устарели, поэтому найти их очень сложно.
Помните, что выбирая слабую цепь на более высокую мощность вы рискуете потерять ее во время движения, не выдержав нагрузок, мото цепь может просто порваться и слететь.
Какие виды цепей бывают и в чем разница?
Сегодня на рынке представлено множество цепей от стандартных до усиленных, с сальниками и без. Цепи с сальниками используются спортивными и городскими мотоциклами. Их преимущество в уменьшенном колебании, увеличенном сроке службы за счет сохранения смазывающих веществ внутри звена.
Для мотокросса и эндуро ставят бессальниковые цепи. Их не нужно тщательно обслуживать, а отсутствие сальников на бездорожье заметно увеличивает ее срок службы, ведь если грязь попадет в сальники и забьется, то это вскоре приведет к замене цепи.
У различных производителей свои обозначения. К примеру JT выпускает цепи стандартные с сальниками серии X1R/X1R2, а для кроссовых серию HPO. Для очень мощных мотоциклов – отдельную серию цепей Z3 (усиленная).
У DID выбор цепей очень обширный. Стандартные сальниковые цепи серии VX, бессальниковые NZ , ERT.
ESJOT – для городских и спортивных байков подойдет серия EJX , а для кроссовых мотоциклов стоит присмотреть серию HRT.
Все цепи имеют коэффицент на растяжение в kN, чем он выше, тем цепь более прочная. Если вы увеличиваете мощность и сомневаетесь в том, выдержит ли нагрузку цепь, стоит отдать предпочтение усиленной. К примеру производитель ESJOT производит свои цепи из высоколегированной стали, что гарантирует непревзойденное качество.
На сегодняшний день все производители без исключения выпускают сальниковые цепи со смазкой для продолжительного внутреннего смазывания. В зависимости от поставщика, конструкция сальников обозначается буквами -, Z-, XW-, RZ-, X-Ring или спаренными кольцами. В отличие от О-сальников, эти типы обеспечивают несколько точек контакта для уплотнения. При хорошем уходе, эти типы цепей и сегодня в состоянии легко проходить до 30.000 км.
Какие виды замков бывают?
Замок цепи позволяет быстро закрепить цепь на мотоцикле. Подбирать замок нужно так, чтобы он точно совпадал с типом цепи и ее производителем, а для установки некоторых замков (заклепок) понадобится специальный инструмент — клепальник. Для замков защелок достаточно плоской отвертки.
Замок-заклепка цепи
Компания Esjot производит для своих цепей замки-заклепки и замки-защелки. Заклепка FZ является самым безопасным видом замка для приводной цепи ESJOT, она рассчитана на самые максимальные нагрузки, отличается прочностью и надежностью. Поставляется в различных цветах и на разные модели мотоцепей: 520; 525; 530 EJX . Замок-заклепка требует для установки специальный инструмент – клепальник. Следите за правильностью установки, не перетягиваете замок и не фиксируйте его слишком слабо, распределите силу равномерно. Обратите внимание, замки подбираются под определенную цепь, замок от 530 серии не совместим с замком 520. Замки для цепей Esjot совместимы с замками приводных цепей RK Chain XSO.
Замок-защелка цепи
Замок-защелка для цепи чаще используется на приводных цепях, предназначенных для кроссовых и для малокубатурных байков (серия 520 HRT, 520H). Такие замки легко устанавливаются, не нуждаются в специальном инструменте. Они используются в гонках, где важна быстрая смена цепей в случае подбора передаточного соотношения под каждую трассу. Устанавливайте замок против направления цепи, это гарантирует большую надежность. Замок-защелка – многоразовый, следите за его состоянием, изношенный металл может не выдержать нагрузок и привести к аварийной ситуации. Замок защелка совместим с RK Chain.
Уход за мотоциклетными цепями (пример: цепь 520)
Износ мотоциклетной цепи проявляется, прежде всего, в непропорциональном удлинении цепи. Цепь без должного ухода должна быть соответствующим образом отрегулирована. С увеличением зазора в силовой передаче характеристики езды сильно ухудшаются. Результат – переключение передач с задержкой и удары цепи. К тому же это обстоятельство еще больше снижает срок службы цепи. Регулярный уход и техническое обслуживание гарантируют оптимальную эффективность, наилучшие характеристики езды и длительный срок службы мотоциклетной цепи.
Очистка мотоциклетной цепи
Налипшие частицы пыли и грязи действуют на цепной привод как наждачная бумага. Для очистки цепи на рынке предлагаются различные средства и системы. Наиболее удобным решением является Ketten-Max. Двухкомпонентная пластиковая коробка (www.kettenmax.com) очищает цепь с помощью двенадцати щеток со всех сторон. Поставляемый в комплекте очистительный раствор растворяет грязь и старую смазку и покидает систему без обычной грязи через шланг в сборный контейнер. Чистка старой щеткой или кистью также работает. В качестве чистящего средства обязательно следует использовать специальный очиститель мотоциклетной цепи, альтернативным вариантом будет дизельное топливо или керосин (в некоторых случаях). Бензин и другие растворители не подходят, поскольку они повреждают сальники. Даже проволочные щетки и резкая струя воды от мойки высокого давления повреждают цепь больше, чем помогают. Вы можете использовать обычную мягкую щетку, которая уберет всю грязь и сделает вашу цепь чистой. Старайтесь не повредить сальники цепи!
Для очистки бессальниковых цепей можно использовать керосин. Для сальниковых цепей это запрещено, поскольку произойдет вымывание внутренней смазки сальников, и цепь быстро придет в негодность. Наносите очищающее средство на всю поверхность приводной цепи, прокручивая колесо. Для удобства можете использовать центральную подножку или подкат под заднее колесо, не забудьте поставить мотоцикл на нейтральную передачу.
После чистки цепь обязательно следует просушить. Если растворитель не успеет испариться, свежей смазке будет трудно просочиться в зазоры или она свернется. Старайтесь чаще обслуживать мотоцепь, чтобы добиться желаемого результата.
Смазка цепи
Каждый вид мотоциклетной цепи нуждается в регулярной смазке. Для ручного нанесения следует использовать специальную смазку для цепей. Спреи для цепей сочетают в себе такие свойства, как защита от коррозии и снижение трения, с хорошими адгезионными свойствами. Последнее достигается только на чистой и, прежде всего, сухой цепи. Для нанесения равномерного слоя, заднее колесо поворачивается вручную во время процесса распыления. Для разгрузки заднего колеса идеален стационарный или ремонтный стенд. Если их нет под рукой, помощник также может осторожно разгрузить заднее колесо, наклонив через боковую стойку. Оптимальным местом для нанесения смазки является внутренняя часть цепи в нижнем сочленении. Распылительная головка с носиком и кусок картона за цепью защищают маятник и шины от нежелательного загрязнения. В нормальных условиях достаточно увлажнять маслом мотоциклетную цепь через каждые несколько сотен километров с внутренней стороны. Не забудьте дать высохнуть цепи минут 10-15, прежде чем начать движение. В противном случае она разлетится.
полная смазка проходит за два поворота цепи, за первый смазывается внутренняя сторона, за второй – внешняя.
В общем, лучше часто наносить меньше смазки, чем редко и слишком густо. В сухих условиях интервал смазки может составлять до тысячи километров, после езды по мокрой дороге звенья следует сразу консервировать смазкой. Имея некоторый опыт, вы можете уверенно проверять состояние цепи пальцами.
Так же для смазки приводной цепи можно использовать трансмиссионное масло, указанное в мануале вашего мотоцикла. Обратите внимание, что оно не обеспечивает должной смазки из-за отсутствия специальных антикоррозийных присадок.
Мы рекомендуем использовать смазки известных брендов Motul, Repsol, Castrol и др. Так же учитывайте вашу манеру езды. Для разных условий используются свои специальные спреи.